Понятия со словосочетанием «старое петровское»
Связанные понятия
Партикуля́рная верфь (Первая Невская верфь, Судовой двор) — петербургская верфь для постройки гражданских судов, находившаяся на Фонтанке напротив Летнего сада, на территории Соляного городка, ограниченной современными улицей Пестеля, Соляным переулком и Гангутской улицей.
Новоизобретённые корабли — класс парусных кораблей, строившихся в России в конце XVIII века на старых Петровских верфях. Находились в русском флоте около 15 лет.
Военно-морской флот Петра I — военно-морские силы (армейский флот), созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I, и заложившие основу военно-морского флота Российской империи.
Корабельный ма́стер — чин и должность 8-го (с 1764 года — 7-го) класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей.
Адмиралте́йский прика́з — орган (приказ) флотского управления, Центральное государственное учреждение России, в компетенцию которого входили строительство, вооружение, снабжение флота и набором рядовых морских служителей (матросов, солдат, канониров и так далее) в экипажи.
Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи.
Ластовые суда — собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) и небольших транспортных судов, которое существовало в XVIII—XIX веках. Их функциями было снабжение парусных боевых кораблей русского ВМФ на рейдах, транспортировка военных грузов по портовой акватории и между портами.
Ду́бель-шлю́пка — небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей.
Баркало́н (от итал. barca longo) — парусно-гребное военное судно схожее с галеасом.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Галерный ма́стер — чин 9-го класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.
Плашкоут (нидерл. plaatschuit; от plaat — плоское + от schuit — лодка) или Флашкоут — несамоходное грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом), барка с высокими бортами.
Шня́ва (нидерл. Snauw, нем. Schnau) или шнава — небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы и в России.
Армейский флот, галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.
«Не́вский адмира́л» — при Петре I звание, данное комиссару, начальствовавшему над Невским флотом, образованным Петром, чтобы приучить обывателей Петербурга к плаванию по окружающим город водам.Указом 1718 года повелевалось обывателям завести гребные суда, для изготовления которых на Фонтанке у Летнего сада была особая верфь. Каждое воскресенье все суда по пушечному выстрелу выходили в Большую Неву и под командою комиссара часа 2-3 упражнялись в движениях. Не прибывшие или не приславшие вместо себя...
Сена́тская пло́щадь (в 1923—2008 годах — пло́щадь Декабри́стов) — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена у западной оконечности Александровского сада.
Азовский флот — флот, строившийся Россией с конца 1695 года по 1711 год под руководством Петра I.
Бло́кшив — обычно старое, несамоходное судно и/или баржа, оставленное в гавани для помещения на нём лазарета, таможенного пакгауза, тюрьмы, склада, казармы и других служб. В редких случаях в блокшив переделывают новые недостроенные суда, достройка которых по каким-либо соображениям была сочтена нецелесообразной. В качестве блокшива могут использоваться корабли самых разных классов, за исключением только самых малых судов.
Императорское адмиралтейство — военно-морское ведомство Кайзеровской Германии, учреждено германским кайзером Вильгельмом I 1 Январь 1872 года. В Императорском Адмиралтействе располагался глава Адмиралтейства и администрация императорского флота. Просуществовало до 1 апреля 1889 года, когда в рамках реорганизации, было разделено на три структуры...
Кирланги́ч (от тур. kırlangıç — ласточка) — небольшое быстроходное парусно-гребное судно, распространённое в Средиземноморье.
«Форту́на» — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Памятник истории, главный экспонат музея «Ботик». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I.
Акат (аката, акатий) — парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек (не следует путать с лёгким одноимённым античным судном). В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м. Заложили акаты в ноябре 1790 года.
Кумпанство (фр. compagnie, нем. Kumpan) — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей армейского флота в России в конце XVII века.
Галерный флот — соединение боевых и вспомогательных судов военно-морского флота, основным движителем которых были вёсла. В частности, в XVIII веке такое название носили...
Чектырме (чекдирме, чекерма, чактырма) — парусное одно- или двухмачтовое турецкое лёгкое торговое судно.
Брейд-вымпел (от нидерл. brede wimpel, широкий вымпел) — короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) на борту.
Гвардейский экипаж — лейб-гвардейское формирование (военно-морская часть) Русской императорской гвардии Вооружённых сил Российской империи.
Бомбардирский катер — небольшое парусно-гребное судно, предназначавшееся для обстрела береговых укреплений и приморских крепостей, а также судов противника.
Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов, предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей.
Черноморский флот Российской империи — официально создан 2 (13) мая 1783 года. Ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.
Придво́рная коню́шенная контора — в Российской империи в Министерстве Императорского Двора канцелярия, заведовавшая всеми расходами на содержание конских ассигнованных заводов.Контора размещалась в Санкт-Петербурге в собственном доме — здании придворных конюшен между Конюшенным и Театральным мостами, построенном в 1823 году на месте прежних конюшен, выстроенных ещё в 1721 году при Петре I. Придворным конюшням принадлежал также комплекс зданий, отделявшийся от главного здания Конюшенной площадью...
Провиантский склад, провиантский магазин — тип общественных казённых сооружений в Российской Империи, склад съестных припасов для войска.
Гу́кор (также гукар, гукр, гукер или хукер, от нидерл. hoeker) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.
Шкут, шкута, шкоут, шхоут или шхут (нидерл. schoot) — плоскодонное парусно-гребное грузовое судно прибрежного плавания.
Ла́йба, фин. laiva — местное название деревянных парусных судов Балтийского бассейна с одной или двумя мачтами для перевозки несрочных грузов. Водоизмещение от 50 до 400 тонн, тип парусного вооружения — иол или шхуна. Двигатели не применялись до 1920 годов. Экипаж от 3 до 5 человек, обычно финны, так как последние хорошо знали шхерные фарватеры на Балтике. Использовались вплоть до Второй мировой войны на местных нерегулярных перевозках грузов.
В русском парусном флоте классификация кораблей определялась, главным образом, основным боевым назначением данного класса (линейный корабль, бомбардирский корабль, плавучая батарея, или особенностями парусного вооружения (фрегатское, бригское, шхунское).
Подробнее: Классификации кораблей Российского императорского флота
Па́русный флот (вое́нный) — военно-морской флот, основу которого составляют парусные корабли.
Невский флот — первый в мире яхт-клуб, учреждённый в Санкт-Петербурге в 1718 году Петром Первым.
Лансон — одно- или двухмачтовое парусно-гребное промысловое или каботажное судно, распространенное в черноморских странах в XVIII — XIX веках, в основном в Турции.
Се́верные суда́ — класс малых одномачтовых парусно-гребных судов, использовавшихся в составе Балтийского флота Российской империи в конце XVIII и начале XIX веков для транспортировки войск и буксировки других судов в шхерах. По размеру такие суда занимали промежуточное положение между ботами и барказами. Строились на Городской верфи Санкт-Петербурга.
Ру́сское о́бщество парохо́дства и торго́вли (РОПиТ) — российская судоходная компания. Основана в 1856 году для обеспечения торгового судоходства в Причерноморье. Хотя это был коммерческий проект, его успех опирался на значительные государственные субсидии: на рубеже XIX–XX веков РОПиТ стала крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна. Суда компании также предназначались для применения в качестве судов вспомогательного флота в военное время. Пароходство было национализировано и прекратило...
Вере́йка (англ. wherry) — тип небольшой узкой лодки, традиционно использовавшейся в Англии для перевозки пассажиров через реки или в гавани. Изначально гребная лодка с распашной греблей — одним веслом. Употребляются также как прогулочные шлюпки. В редких случаях оснащены рангоутом и парусом. Отличается лёгкой и красивой постройкой и скоростью хода на вёслах и под парусами.
Приказ лифляндских дел, или Городовой приказ — был образован как центральное учреждение в России XVI столетия для управления городами, занятыми русскими войсками на территории Лифляндии и Эстляндии, а также устройством ямской гоньбы в Прибалтике; снабжением гарнизонов этих городов провиантом, боеприпасами, артиллерией; выплатой денежного жалованья мелким служилым людям- пушкарям, сторожам и так далее; постройкой и ремонтом городских укреплений.